|
ИСТОРИЯ
ЗДАНИЯ
Рассказывает актёр
Тимофей МАМЛИН
СЛУШАЙ ИЛИ ЧИТАЙ
«СТАРОГО ДОМА»
Рассказывает актер Тимофей Мамлин
Каждый исторический дом Новосибирска – это книга, полная загадок и легенд. Зданию на улице Большевистской, где с 1967 года живёт театр «Старый дом», в 2024 году исполняется 112 лет. История рождения здания на берегу Оби началась в 1910-ом году, ещё в царской России, когда городская управа заключила договор с известным архитектором Андреем Крячковым о строительстве 12 школ — в Новониколаевске был крайне актуален вопрос образования. Так в Закаменском районе на улице Будаговской (прежде она была Трактовой, а сейчас известна как Большевистская) появилось здание школы, которое в будущем и станет театром «Старый дом».

Школа открылась в 1912 году, а через пару лет была отдана под военные нужды – началась Первая мировая война, стране требовались лазареты и помещения для беженцев. Спустя 7 лет, в 1919 году в Новониколаевск вошла Красная Армия, и здание вернуло свой первоначальный статус – на берегу Оби была открыта 1-я Советская школа, которую возглавил педагог и просветитель Адриан Веденяпин. Здание пребывало в плачевном состоянии: разруха в помещениях, отопление вышло из строя, дров нет. Но Адриан Васильевич был отличным педагогом и очень деятельным человеком – нанял рабочих за три мешка муки, нашел с учениками дрова около мельницы купца Луканина. Школа начала работать, но через пару лет её расформировали – окончание гражданской войны 125 тысяч детей по всей стране встретили в приютах, и городу был нужен карантинный приёмник для беспризорных детей.

В 1922 году в здании будущего «Старого дома» начала работать опытно-экспериментальная школа №18 имени М.В. Ломоносова, где в приоритете была индивидуальность ребёнка и его трудовое воспитание. Дети учились без классно-урочной системы – выбирали предметы по желанию, работали на пришкольном хозяйстве, занимались озеленением города, проводили читки среди неграмотного населения и издавали газету «Юный ленинец». А осенью 1951 года судьба здания вновь изменила свое направление: теперь в его стенах расположились строители коммунального моста, устроив в новом помещении и контору, и красный уголок.

Городские легенды утверждают: здание «крячковской школы» на Большевистской улице успело побывать и общественной баней, и синагогой. Бани в том районе действительно работали – назывались они Закаменскими, но в 1952 году через них прошёл Октябрьский мост и их разрушили. Что касается синагоги, то история вышла любопытная, с фасада дома исчезли окна классов во время реконструкции здания 1960-х годов, но остался купол, напоминающий образ синагоги. Народ и заговорил: ты глянь, синагогу на Большевистской открыли! Синагога в Новосибирске была, но в другом месте.

Интересная история связана с маэстро Арнольдом Кацем, когда будущее здание «Старого дома» в 1956 году неожиданно превратилось в семейное общежитие для музыкантов Новосибирской филармонии. Маэстро выиграл в Москве Всероссийский смотр-конкурс молодых дирижёров и получил предложение создать в Новосибирске симфонический оркестр. Секретарь местного обкома выдал Кацу мандат на переоборудование любого свободного здания под общежитие для музыкантов. Искали долго — облазили даже подвалы, чердаки, пустующие склады и заброшенные мастерские. Нашли «крячковскую школу» на Большевистской. И в 1956 году оркестр Каца въехал на проживание в задание будущего театра.

Жить и репетировать в условиях небольшого здания было не просто. Арнольд Кац поставил перед собой задачу добиться выделения музыкантам отдельных квартир, поэтому пошел на хитрость. Он устроил к приходу специальной комиссии настоящий спектакль. Картина маслом: комиссия приезжает в общежитие, все музыканты громко играют на инструментах из «пеналов» свою мелодию, жены кипятят бельё, всё в клубах пара, на горшках сидят дети оркестрантов и дружно орут. Комиссия схватилась за голову: это же сущий ад! И выделили квартиры.

В это время к руководителю отдела культуры Николаю Чернову удачно пришла делегация Новосибирского областного драматического театра (ныне «Старого дома»). Тогда театр уже почти как 30 лет не имел своего здания и колесил по селам, утопая в грязи и замерзая на ночёвках в хлипких сараях. Сотрудники управления культуры подумали и придумали: а забирайте себе бывшее общежитие филармонии! И хотя передвижной театр просил себе помещение исключительно для репетиций, хранения декораций и документов, проектировщиков посетила неожиданная мысль построить им театр с небольшим зрительным залом, чтобы можно было играть спектакли. После семи лет стройки передвижной областной театр обрел здание со своей неповторимой камерной атмосферой, но в ходе тотальной реконструкции дом на речном берегу утратил свой первоначальный исторический облик.

В 2017 году было решено вернуть зданию театра «Старый дом» его историческое лицо. За основу проектировщики взяли Городское училище — ещё одно культовое здание архитектора Крячкова. Строители начали демонтаж советской штукатурки — сняли со здания всю серую «шубу», очистив от неё кирпичную кладку и явили миру аутентичные ниши заложенных окошек. Часть здания оштукатурили заново, выделив белым цветом башенку с купольной крышей и декором, и серым — портал входа в театр. А надстройку слева от входа искусно декорировали штукатуркой, чтобы она не отличалась от старой кирпичной кладки.

В 2023 году руководство театра совместно с министерством культуры Новосибирской области запланировали реконструкцию здания для увеличения посадочных мест и расширения закулисного пространства. Проект уже готов «под ключ» и был заявлен на участие в двух госпрограммах — «Реконструкция» и «Инновации». Но его реализация была отложена в связи с тем, что проект не получил федерального финансирования на 2024 год. В настоящий момент рассматривается перспектива начала реконструкции в 2025 году. Кстати, в прошлом году наш театр присоединился к новому направлению национального проекта «Культура» и получил новые кресла для зрительного зала, световое и мультимедийное оборудование. В общем, мы очень надеемся, что у нашей истории с реконструкцией будет хеппи-энд.

90 ЛЕТ • ТЕАТР СТАРЫЙ ДОМ
Обложка
Начало
Владимир Еремин
00:00 02:12
icon
icon
  • cover
    Анна Каренина - Основная тема
    Оригинальная музыка Николая Попова
  • cover
    Анна Каренина - Финал
    Оригинальная музыка Николая Попова
  • cover
    Дачники - Karmacoma
    Massive Attack
  • cover
    Дачники - Lessons
    The Cinematic Orchestra
  • cover
    Идиот - Sarabande
    Георг Фридрих Гендель, Жискар Раскин
  • cover
    Идиот - Начальная тема
    Александр Карпов
  • cover
    Котлован - Главная тема
    Оригинальная музыка Григория Калинина
  • cover
    Котлован - La ritournelle
    Sébastien Tellier
  • cover
    Остановка - Voulez vous danser
    Ricchi e Pover
  • cover
    Пер Гюнт - Lux Aeterna (Requiem for a Dream)
    Clint Mansell
  • cover
    Пер Гюнт - Formidable
    Stromae
  • cover
    Петерс - Тема Фаины
    Оригинальная музыка Ильи Голицына
  • cover
    Петерс - Teach Me Tiger
    Marilyn Monroe
  • cover
    Пульчинелла - 6 Concerts transcrits en sextuor
    Жан-Пьер Дотель
  • cover
    Пульчинелла - Куриный рэп
    Оригинальная музыка Николая Попова
  • cover
    Фарго - Основная тема
    Оригинальная музыка Федора Кондращева
  • cover
    Фарго - Bing bang
    Korki Buchek
  • cover
    Sociopath Гамлет - Битбокс
    Оригинальная музыка Андрея Шумилова
  • cover
    Sociopath Гамлет - Финальная тема
    Оригинальная музыка Андрея Шумилова
  • cover
    Танцующая в темноте - Песня Сельмы у станков
    Оригинальный трек Николая Попова
  • cover
    Танцующая в темноте - Песня Сельмы с Джеффом
    Оригинальный трек Николая Попова
90 ЛЕТ • ТЕАТР СТАРЫЙ ДОМ
ИСТОРИЯ
ТЕАТРА

Рассказывает
актёр Александр
ШАРАФУТДИНОВ
СЛУШАЙ ИЛИ ЧИТАЙ
«СТАРЫЙ ДОМ»
Историю «Старого дома» можно сравнить с пьесой, написанной самой жизнью. В ней есть место загадкам и тайнам, «театральному бродяжничеству», подвигу русского солдата, вечным сюжетам, сценическим экспериментам и героям-подвижникам.

«Колхозной деревне – большое искусство» – под таким девизом в середине 30-х годов прошлого века была принята государственная программа развития колхозно-совхозных театров. Наш город не стал исключением, и уже 20 октября 1933 года Новосибирский колхозно-совхозный театр отыграл свою первую премьеру – спектакль «Прорыв в любви» по пьесе Чуркина. А потом миссионеры сцены загрузились в старенький грузовик и – здравствуй, кочевая жизнь! Километры бездорожья по Новосибирской области, ночлег «где придётся» и тяготы неустроенного быта. Репертуар складывался из Горького и Островского, практиковали «вечера малых форм» – песни, танцы, художественное слово. Спектакли начинали в 10-11 вечера после трудового дня и дойки коров.

В город труппа возвращалась буквально на несколько месяцев в году, а остальное время проводила в поездках. Чтобы выполнить план – 200-250 спектаклей в год – приходилось быть постоянно в дороге, используя для передвижения любой доступный транспорт. В истории нашего театра есть даже путешествие на верблюде из местного зверинца. Постоянной головной болью труппы были бензин, резиновые сапоги, калоши, непромокаемая верхняя одежда.

Вспоминает Ольга Рогачевская, дочь Анисима Рогачевского, главного режиссёра в 30-е годы: «Не театр – русский табор. Толкать машину из грязи – вместе, заботы о пропитании – общие. Закидывать сети – это святое! Часть улова меняли на лук, соль, укроп – к ухе. Остальное дети чистили и варили в больших вёдрах, пока взрослые играли спектакль».

22 июня 1941 года театр играет в Бердском военном летнем лагере спектакль «Кто смеется последним». Действие прерывается тревогой: война! В театре «сокращают» в пользу городских нужд гастрольную машину, а часть актёров призывают в армию, – в разведку. Военные считали, что актёр – мастер перевоплощений. Во время Великой Отечественной войны театр продолжает свою миссионерскую деятельность: летом артисты пешком ходят из села в село, а зимой играют в холодных помещениях клубов. В 1943 году театр переименован в Областной драматический театр, который долгое время в народе называли «облдрамой», – да и сейчас нет-нет можно услышать такое название.

В 1944 году театр организует фронтовую бригаду, которая играет спектакли буквально на линии фронта – в разбомбленных домах или прямо на улице – солдаты на спектакли приходили сразу после боя. А потом благодарно обнимали артистов: спасибо, родные, будто дома побывали. Пришла Победа, с фронта вернулись все мобилизованные артисты, – редкость для того времени, но все выжили в условиях разведки, хотя кто-то был тяжело ранен.

Менялась жизнь всей страны, а театральные кочевники по-прежнему бороздили сельские просторы. Но в 1967 году, благодаря неукротимой энергии художественного лидера того времени Семена Иоаниди, театр обретает свой уютный дом на берегу Оби – в здании бывшей школы, спроектированной архитектором Крячковым, на улице Большевистской. И это было уникальное событие – к тому времени все подобные театральные коллективы в России были расформированы.

Началась новая веха в развитии театра: городской зритель влюбляется в камерную атмосферу Областного драматического театра – на спектакли «Коварство и любовь» по Шиллеру и «Средство Макрополуса» по Чапеку билетов было не купить!

У каждого театра – особый жизненный сценарий, поиск своего лица и голоса. Областной драматический театр в условиях советского дискурса смело примеряет на себя разнообразные авторские «интонации». Режиссеры пытались найти открытое пространство для искреннего диалога со зрителем, где даже нелицеприятная правда была способна запустить душевную трансформацию. Театр разговаривает со зрителем на языке авторов современности – Александра Вампилова, Александра Володина, Валентина Распутина и других. Большой вклад в репертуар театра вносит режиссер Владимир Чернядев.

В 1979 году в Областном драматическом театре началась новая художественная эпоха – связана она с приходом режиссера Изяслава Борисова, который становится легендой театрального Новосибирска. Его спектакли – «Стеклянный зверинец», «Судья», «Луиза Миллер», «Прежде, чем пропоёт петух» и многие другие впервые выводят театр на российский уровень. Московская критика стала серьезно говорить о театре, отмечая своеобразие и художественную цельность репертуара. Борисов программно выбирает для своих постановок редкую для советского театра драматургию, ищет новые способы актёрского существования и выгодно выделяет театр в общекультурном контексте. В театре собирается мощная команда артистов, многие из которых создали славу современному театральному Новосибирску.

А в 91-ом году на премьерной афише спектакля «Волки и овцы» появляется имя режиссёра Семёна Верхградского, который через полгода станет художественным руководителем Облдрамы и подарит театру новое имя – «Старый дом».

Через три года «стародомовцы» в первый раз выедут за рубеж – повезут в Германию спектакль «Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами» по пьесе Хайнера Мюллера. Спектакль немецкого режиссёра Берндта Динтера стал чистой воды экспериментом, который вызвал большой интерес у публики и критики, пробудив творческий азарт у артистов и предопределив судьбу театра как форпоста театрального авангарда за пределами Москвы.

Значимым режиссером для театра в начале 2000-х стал Владимир Оренов, известный театральный деятель, лауреат премии «ТЭФИ»; до последнего времени – автор многочисленных фильмов на канале «Культура», посвященных самым видным деятелям российского искусства. Его неожиданные, яркие и совершенно нетривиальные спектакли, опередившие время, – «Дон Жуан», «Виктория», «Играем Довлатова», «Галич», «Артист миманса» – до сих пор в памяти новосибирцев.

Существенное обновление театра и его новейшая история начинается в 2006 году, когда пост директора занимает Антонида Гореявчева и приглашает для работы в театре команду креативных специалистов и театроведов, которые помогают формировать новый имидж театра, приглашают к сотрудничеству лучших российских и зарубежных режиссеров, – и все вместе – одной командой и за короткий срок приводят театр к впечатляющим результатам. Первым громким приглашением стал первооткрыватель МакДонаха в России Сергей Федотов. Его спектакли «Калека с острова Инишмаан» и «Сиротливый запад» до сих пор в нашем репертуаре! Настоящий художественный прорыв совершил итальянский режиссер Антонио Лателла, поставивший «Трилогию» по Еврипиду и «Пера Гюнта» Генрика Ибсена, – эти спектакли надолго стали визитными карточками «Старого дома». Первую Национальную театральную премию «Золотая маска» принес театру спектакль Галины Пьяновой «Снегурочка». А дальше – больше. Лауреатами Национальной премии в спектаклях режиссера Андрея Прикотенко стали актеры Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин, а творческое состояние труппы в целом критики единодушно называют одним из лучших в стране.

Многочисленные зарубежные и российские гастроли, победы на фестивалях и неизменно полные зрительные залы. Только за последние пять сезонов театр принял участие более чем в тридцати крупных проектах и фестивалях по всему миру. Премьеры «Старого дома» регулярно становятся лидерами рейтингов таких авторитетных брендов как «Яндекс», «FORBES», «Афиша», «Сноб», рейтингов ведущих театральных журналов. Почти каждая премьера театра, начиная с 2013 года, отмечается в номинациях на главную театральную премию страны. У «Старого дома» свой Международный театральный фестиваль «Гравитация» и Фабрика нарративного театра «Дисциплина».

В 2023 году новым директором стала Татьяна Ильина, главным режиссером – Антон Федоров, чей спектакль «Котлован» уже посетил несколько российских фестивалей и ворвался в лидеры престижной премии «Сделано в России». «Старый дом» по-прежнему обозначает себя как место развития не только классического искусства, но и искусства XXI века, проявляет себя как молодой, креативный, современно мыслящий театр, открытый лучшим театральным традициям и самым здоровым новаторским идеям. Находясь в сегодняшней точке, можем с уверенностью сказать – пишем нашу пьесу дальше – и приглашаем вас присоединиться к этому увлекательному процессу.
|
Дизайнер проекта — Степан Разорёнов
Фотографии Виктора Дмитриева