|
ИСТОРИЯ
ТЕАТРА

Рассказывает
актёр Александр
ШАРАФУТДИНОВ
СЛУШАЙ ИЛИ ЧИТАЙ
«СТАРЫЙ ДОМ»
здесь будет трек с записью
В мае 1933 года все регионы страны получают Директивное письмо: развернуть работу по организации передвижных совхозно-колхозных театров! Театр тогда считался важнейшим из искусств, поэтому уже 20 октября 1933 года Новосибирский колхозно-совхозный театр отыграл свою первую премьеру — спектакль «Прорыв любви» по пьесе Чуркина. А потом миссионеры сцены загрузились в старенький грузовик и — здравствуй, кочевая жизнь! Километры бездорожья, ночлег «где придётся», тяготы неустроенного быта, но в сердцах подвижников горит огонь беспримесного творчества: театр — народу! Репертуар складывался из Горького и Островского, практиковали «вечера малых форм» – песни, танцы, художественное слово.

Вспоминает Ольга Рогачевская, дочь Анисима Рогачевского, главного режиссёра в 30-е годы: «Не театр – русский табор. Толкать машину из грязи – вместе, заботы о пропитании – общие. Закидывать сети – это святое! Часть улова меняли на лук, соль, укроп – к ухе. Остальное дети чистили и варили в больших вёдрах, пока взрослые играли спектакль».

А 22 июня 1941 года театр играет в Бердском военном летнем лагере спектакль «Кто смеется последним». Действие прерывается тревогой: война! В театре «сокращают» в пользу городских хозяйственных нужд гастрольную машину, а часть актёров призывают в армию, — в разведку. Военруки считали, что актёр — мастер перевоплощений. Во время Великой Отечественной войны театр продолжает свою миссионерскую деятельность: летом артисты пешком ходят из села в село, а зимой играют в холодных помещениях клубов. А в 1943 году театр был переименован в Областной драматический театр, который долгое время в народе звали «облдрама».

В 1944 году театр организует фронтовую бригаду, которая играет в разбомбленных домах или прямо на улице — зрители на спектакли приходили сразу после боя. А потом благодарно обнимали артистов: спасибо, родные, будто дома побывали. Пришла Победа, с фронта вернулись все мобилизованные артисты, менялась жизнь всей страны, а театральные кочевники по-прежнему бороздили сельские просторы. Но в 1967 году, благодаря неукротимой энергии художественного лидера Семена Иониди, театр обретает свой уютный дом на берегу Оби — в здании бывшей школы, спроектированной архитектором Крячковым, на улице Большевистской. И это было уникальное событие! К тому времени все подобные театральные коллективы в России были расформированы. Началась новая веха в развитии театра: городской зритель влюбляется в камерную атмосферу Областного драматического театра — на спектакли «Коварство и любовь» по Шиллеру и «Средства Макрополуса» по Чапеку билетов не купить!

У каждого театра — особый жизненный сценарий, поиск своего лица и голоса. Областной драматический театр смело примеряет на себя в предлагаемых обстоятельствах советского дискурса разнообразные авторские и режиссёрские «интонации». Важно выйти на открытое пространство искреннего диалога со зрителем, где даже нелицеприятная правда способна запустить душевную трансформацию. Театр разговаривает со зрителем на языке авторов современности — Александра Вампилова, Александра Володина, Василия Распутина и других.

В 1980 году в Областном драматическом театре началась новая художественная эпоха — с приходом главного режиссера Изяслава Борисова, который становится легендой театрального Новосибирска. Его спектакли — «Луиза Миллер» и «Прежде, чем пропоёт петух» — получают положительные отклики не только сибирской прессы, но и известных российских театроведов того времени. А в 1991 году на премьерной афише спектакля «Волки и овцы» появляется имя режиссёра Семёна Верхградского, который через полгода станет художественным руководителем Облдрамы, подарив театру новое имя — «Старый дом». Через три года «стародомовцы» в первый раз выедут за рубеж — повезут в Германию спектакль «Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами» по пьесе немецкого автора Хайнера Мюллера. Спектакль немецкого режиссёра Брента Динтера стал чистой воды экспериментом, который вызвал большой интерес у публики и критики, пробудив творческий азарт у артистов и предопределив судьбу театра как форпоста театрального авангарда за Уралом. Кстати, в настоящий момент идут репетиции спектакля режиссёра Юрия Квятковского по тексту британского драматурга Майкала Ардитти «Магда», где архетипичный сюжет о царице Медее обретает силу современного высказывания. Спустя тридцать лет история вышла на свой новый виток.

Театр «Старый дом» — неутомимый путешественник, изъездивший миллионы километров не только по родной стране, но и побывавший в Польше, Швеции, Японии, Молдавии в рамках международных фестивальных гастролей. В 2008 году он был внесен в Книгу рекордов Новосибирской области как «Самый гастролирующий коллектив Новосибирска». Миссия театра — приобщать зрителя к опыту мировой художественной культуры, раздвигая горизонты репертуарной политики, где рядом с классическими текстами соседствуют ультрасовременные. На нашей сцене экспериментируют не только с литературным материалом, но и со способом актерского существования. Артисты «Старого дома» одинаково органично существуют как в остропсихологических предлагаемых обстоятельствах, так и в традициях условного театра. В 2010 году театр «Старый дом» был занесен в «Золотую книгу культуры Новосибирской области».

С 2013 года спектакли театра «Старый дом» регулярно отмечаются экспертным советом Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска». Из последнего: спектакль «Пульчинелла» режиссёра Андрея Прикотенко представлен в семи номинациях основной программы этой главной театральной премии сезона 2022-2023, а «Котлован» главного режиссёра «Старого дома» Антона Фёдорова вошел в список самых заметных спектаклей этого театрального сезона. Сегодня театр «Старый дом» – значимая точка притяжения на театральной карте России. Только за последние пять сезонов театр принял участие более чем в тридцати крупных проектах и фестивалях по всему миру. Премьеры «Старого дома» регулярно становятся лидерами рейтингов таких авторитетных брендов как «Яндекс», «FORBES», «Афиша», «Сноб», рейтингов театральных журналов и Ассоциации театральных критиков. У «Старого дома» свой Международный театральный фестиваль «Гравитация» и Фабрика нарративного театра «Дисциплина». Пишем нашу пьесу дальше!

блок с музыкой
много
много
много
треков
|
ИСТОРИЯ
ЗДАНИЯ
Рассказывает актёр
Тимофей МАМЛИН
СЛУШАЙ ИЛИ ЧИТАЙ
«СТАРОГО ДОМА»
здесь будет трек с записью
Каждый исторический дом Новосибирска – это книга, полная загадок и легенд. Зданию на улице Большевистской, где с 1967 года живёт театр «Старый дом», в 2024 году исполняется 112 лет. История рождения здания на берегу Оби началась в 1910-ом году, ещё в царской России, когда городская управа заключила договор с известным архитектором Андреем Крячковым о строительстве 12 школ — в Новониколаевске был крайне актуален вопрос образования. Так в Закаменском районе на улице Будаговской (прежде она была Трактовой, а сейчас известна как Большевистская) появилось здание школы, которое в будущем и станет театром «Старый дом».

Школа открылась в 1912 году, а через пару лет была отдана под военные нужды – началась Первая мировая война, стране требовались лазареты и помещения для беженцев. Спустя 7 лет, в 1919 году в Новониколаевск вошла Красная Армия, и здание вернуло свой первоначальный статус – на берегу Оби была открыта 1-я Советская школа, которую возглавил педагог и просветитель Адриан Веденяпин. Здание пребывало в плачевном состоянии: разруха в помещениях, отопление вышло из строя, дров нет. Но Адриан Васильевич был отличным педагогом и очень деятельным человеком – нанял рабочих за три мешка муки, нашел с учениками дрова около мельницы купца Луканина. Школа начала работать, но через пару лет её расформировали – окончание гражданской войны 125 тысяч детей по всей стране встретили в приютах, и городу был нужен карантинный приёмник для беспризорных детей.

В 1922 году в здании будущего «Старого дома» начала работать опытно-экспериментальная школа №18 имени М.В. Ломоносова, где в приоритете была индивидуальность ребёнка и его трудовое воспитание. Дети учились без классно-урочной системы – выбирали предметы по желанию, работали на пришкольном хозяйстве, занимались озеленением города, проводили читки среди неграмотного населения и издавали газету «Юный ленинец». А осенью 1951 года судьба здания вновь изменила свое направление: теперь в его стенах расположились строители коммунального моста, устроив в новом помещении и контору, и красный уголок.

Городские легенды утверждают: здание «крячковской школы» на Большевистской улице успело побывать и общественной баней, и синагогой. Бани в том районе действительно работали – назывались они Закаменскими, но в 1952 году через них прошёл Октябрьский мост и их разрушили. Что касается синагоги, то история вышла любопытная, с фасада дома исчезли окна классов во время реконструкции здания 1960-х годов, но остался купол, напоминающий образ синагоги. Народ и заговорил: ты глянь, синагогу на Большевистской открыли! Синагога в Новосибирске была, но в другом месте.

Интересная история связана с маэстро Арнольдом Кацем, когда будущее здание «Старого дома» в 1956 году неожиданно превратилось в семейное общежитие для музыкантов Новосибирской филармонии. Маэстро выиграл в Москве Всероссийский смотр-конкурс молодых дирижёров и получил предложение создать в Новосибирске симфонический оркестр. Секретарь местного обкома выдал Кацу мандат на переоборудование любого свободного здания под общежитие для музыкантов. Искали долго — облазили даже подвалы, чердаки, пустующие склады и заброшенные мастерские. Нашли «крячковскую школу» на Большевистской. И в 1956 году оркестр Каца въехал на проживание в задание будущего театра.

Жить и репетировать в условиях небольшого здания было не просто. Арнольд Кац поставил перед собой задачу добиться выделения музыкантам отдельных квартир, поэтому пошел на хитрость. Он устроил к приходу специальной комиссии настоящий спектакль. Картина маслом: комиссия приезжает в общежитие, все музыканты громко играют на инструментах из «пеналов» свою мелодию, жены кипятят бельё, всё в клубах пара, на горшках сидят дети оркестрантов и дружно орут. Комиссия схватилась за голову: это же сущий ад! И выделили квартиры.

В это время к руководителю отдела культуры Николаю Чернову удачно пришла делегация Новосибирского областного драматического театра (ныне «Старого дома»). Тогда театр уже почти как 30 лет не имел своего здания и колесил по селам, утопая в грязи и замерзая на ночёвках в хлипких сараях. Сотрудники управления культуры подумали и придумали: а забирайте себе бывшее общежитие филармонии! И хотя передвижной театр просил себе помещение исключительно для репетиций, хранения декораций и документов, проектировщиков посетила неожиданная мысль построить им театр с небольшим зрительным залом, чтобы можно было играть спектакли. После семи лет стройки передвижной областной театр обрел здание со своей неповторимой камерной атмосферой, но в ходе тотальной реконструкции дом на речном берегу утратил свой первоначальный исторический облик.

В 2017 году было решено вернуть зданию театра «Старый дом» его историческое лицо. За основу проектировщики взяли Городское училище — ещё одно культовое здание архитектора Крячкова. Строители начали демонтаж советской штукатурки — сняли со здания всю серую «шубу», очистив от неё кирпичную кладку и явили миру аутентичные ниши заложенных окошек. Часть здания оштукатурили заново, выделив белым цветом башенку с купольной крышей и декором, и серым — портал входа в театр. А надстройку слева от входа искусно декорировали штукатуркой, чтобы она не отличалась от старой кирпичной кладки.

В 2023 году руководство театра совместно с министерством культуры Новосибирской области запланировали реконструкцию здания для увеличения посадочных мест и расширения закулисного пространства. Проект уже готов «под ключ» и был заявлен на участие в двух госпрограммах — «Реконструкция» и «Инновации». Но его реализация была отложена в связи с тем, что проект не получил федерального финансирования на 2024 год. В настоящий момент рассматривается перспектива начала реконструкции в 2025 году. Кстати, в прошлом году наш театр присоединился к новому направлению национального проекта «Культура» и получил новые кресла для зрительного зала, световое и мультимедийное оборудование. В общем, мы очень надеемся, что у нашей истории с реконструкцией будет хеппи-энд.

здесь будет красивый тест а не как сейчас