В истории театра «Старый дом» есть место загадкам и тайнам, «театральному бродяжничеству», подвигу русского солдата, вечным сюжетам, сценическим экспериментам и героям-подвижникам.
«Колхозной деревне – большое искусство» – под таким девизом в середине 30-х годов прошлого века была принята государственная программа развития колхозно-совхозных театров. Наш город не стал исключением, и уже 20 октября 1933 года Новосибирский колхозно-совхозный театр отыграл свою первую премьеру – спектакль «Прорыв в любви» по пьесе Чуркина. А потом миссионеры сцены загрузились в старенький грузовик и – здравствуй, кочевая жизнь! Километры бездорожья по Новосибирской области, ночлег «где придётся» и тяготы неустроенного быта. Репертуар складывался из Горького и Островского, практиковали «вечера малых форм» – песни, танцы, художественное слово. Спектакли начинали в 10-11 вечера после трудового дня и дойки коров.
В город труппа возвращалась буквально на несколько месяцев в году, а остальное время проводила в поездках. Чтобы выполнить план – 200-250 спектаклей в год – приходилось быть постоянно в дороге, используя для передвижения любой доступный транспорт. В истории нашего театра есть даже путешествие на верблюде из местного зверинца. Постоянной головной болью труппы были бензин, резиновые сапоги, калоши, непромокаемая верхняя одежда.
Вспоминает Ольга Рогачевская, дочь Анисима Рогачевского, главного режиссёра в 30-е годы: «Не театр – русский табор. Толкать машину из грязи – вместе, заботы о пропитании – общие. Закидывать сети – это святое! Часть улова меняли на лук, соль, укроп – к ухе. Остальное дети чистили и варили в больших вёдрах, пока взрослые играли спектакль».
22 июня 1941 года театр играет в Бердском военном летнем лагере спектакль «Кто смеется последним». Действие прерывается тревогой: война! В театре «сокращают» в пользу городских нужд гастрольную машину, а часть актёров призывают в армию, – в разведку. Военные считали, что актёр – мастер перевоплощений. Во время Великой Отечественной войны театр продолжает свою миссионерскую деятельность: летом артисты пешком ходят из села в село, а зимой играют в холодных помещениях клубов. В 1943 году театр переименован в Областной драматический театр, который долгое время в народе называли «облдрамой», – да и сейчас нет-нет можно услышать такое название.
В 1944 году театр организует фронтовую бригаду, которая играет спектакли буквально на линии фронта – в разбомбленных домах или прямо на улице – солдаты на спектакли приходили сразу после боя. А потом благодарно обнимали артистов: спасибо, родные, будто дома побывали. Пришла Победа, с фронта вернулись все мобилизованные артисты, – редкость для того времени, но все выжили в условиях разведки, хотя кто-то был тяжело ранен.
Менялась жизнь всей страны, а театральные кочевники по-прежнему бороздили сельские просторы. Но в 1967 году, благодаря неукротимой энергии художественного лидера того времени Семена Иоаниди, театр обретает свой уютный дом на берегу Оби – в здании бывшей школы, спроектированной архитектором Крячковым, на улице Большевистской. И это было уникальное событие – к тому времени все подобные театральные коллективы в России были расформированы.
Началась новая веха в развитии театра: городской зритель влюбляется в камерную атмосферу Областного драматического театра – на спектакли «Коварство и любовь» по Шиллеру и «Средство Макрополуса» по Чапеку билетов было не купить!
У каждого театра – особый жизненный сценарий, поиск своего лица и голоса. Областной драматический театр в условиях советского дискурса смело примеряет на себя разнообразные авторские «интонации». Режиссеры пытались найти открытое пространство для искреннего диалога со зрителем, где даже нелицеприятная правда была способна запустить душевную трансформацию. Театр разговаривает со зрителем на языке авторов современности – Александра Вампилова, Александра Володина, Валентина Распутина и других. Большой вклад в репертуар театра вносит режиссер Владимир Чернядев.
В 1979 году в Областном драматическом театре началась новая художественная эпоха – связана она с приходом режиссера Изяслава Борисова, который становится легендой театрального Новосибирска. Его спектакли – «Стеклянный зверинец», «Судья», «Луиза Миллер», «Прежде, чем пропоёт петух» и многие другие впервые выводят театр на российский уровень. Московская критика стала серьезно говорить о театре, отмечая своеобразие и художественную цельность репертуара. Борисов программно выбирает для своих постановок редкую для советского театра драматургию, ищет новые способы актёрского существования и выгодно выделяет театр в общекультурном контексте. В театре собирается мощная команда артистов, многие из которых создали славу современному театральному Новосибирску.
А в 91-ом году на премьерной афише спектакля «Волки и овцы» появляется имя режиссёра Семёна Верхградского, который через полгода станет художественным руководителем Облдрамы и подарит театру новое имя – «Старый дом».
Через три года «стародомовцы» в первый раз выедут за рубеж – повезут в Германию спектакль «Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами» по пьесе Хайнера Мюллера. Спектакль немецкого режиссёра Берндта Динтера стал чистой воды экспериментом, который вызвал большой интерес у публики и критики, пробудив творческий азарт у артистов и предопределив судьбу театра как форпоста театрального авангарда за пределами Москвы.
Значимым режиссером для театра в начале 2000-х стал Владимир Оренов, известный театральный деятель, лауреат премии «ТЭФИ»; до последнего времени – автор многочисленных фильмов на канале «Культура», посвященных самым видным деятелям российского искусства. Его неожиданные, яркие и совершенно нетривиальные спектакли, опередившие время, – «Дон Жуан», «Виктория», «Играем Довлатова», «Галич», «Артист миманса» – до сих пор в памяти новосибирцев.
Существенное обновление театра и его новейшая история начинается в 2006 году, когда пост директора занимает Антонида Гореявчева и приглашает для работы в театре команду креативных специалистов и театроведов, которые помогают формировать новый имидж театра, приглашают к сотрудничеству лучших российских и зарубежных режиссеров, – и все вместе – одной командой и за короткий срок приводят театр к впечатляющим результатам. Первым громким приглашением стал первооткрыватель МакДонаха в России Сергей Федотов. Его спектакли «Калека с острова Инишмаан» и «Сиротливый запад» до сих пор в нашем репертуаре! Настоящий художественный прорыв совершил итальянский режиссер Антонио Лателла, поставивший «Трилогию» по Еврипиду и «Пера Гюнта» Генрика Ибсена, – эти спектакли надолго стали визитными карточками «Старого дома». Первую Национальную театральную премию «Золотая маска» принес театру спектакль Галины Пьяновой «Снегурочка». А дальше – больше. Лауреатами Национальной премии в спектаклях режиссера Андрея Прикотенко стали актеры Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин, а творческое состояние труппы в целом критики единодушно называют одним из лучших в стране.
Многочисленные зарубежные и российские гастроли, победы на фестивалях и неизменно полные зрительные залы. Только за последние пять сезонов театр принял участие более чем в тридцати крупных проектах и фестивалях по всему миру. Премьеры «Старого дома» регулярно становятся лидерами рейтингов таких авторитетных брендов как «Яндекс», «FORBES», «Афиша», «Сноб», рейтингов ведущих театральных журналов. Почти каждая премьера театра, начиная с 2013 года, отмечается в номинациях на главную театральную премию страны. У «Старого дома» свой Международный театральный фестиваль «Гравитация» и Фабрика нарративного театра «Дисциплина».
В 2023 году новым директором стала Татьяна Ильина, главным режиссером – Антон Федоров, чей спектакль «Котлован» уже посетил несколько российских фестивалей и ворвался в лидеры престижной премии «Сделано в России». «Старый дом» по-прежнему обозначает себя как место развития не только классического искусства, но и искусства XXI века, проявляет себя как молодой, креативный, современно мыслящий театр, открытый лучшим театральным традициям и самым здоровым новаторским идеям. Находясь в сегодняшней точке, можем с уверенностью сказать – пишем нашу пьесу дальше – и приглашаем вас присоединиться к этому увлекательному процессу.