ВЫСТАВКА КО ДНЮ ПОБЕДЫ

ТЕАТРЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

В фойе Дома актера начала работать уникальная выставка, где голосами старых фотографий заговорила история новосибирских театров.

Фотографии памятных спектаклей 80-х и 90-х годов, афиши, программки, портреты режиссеров и артистов, вырезки из газетных статей — театральное прошлое, которое формирует сегодняшний день. «Театры о Великой Отечественной войне» — это исторический проект Театрального музея и лично — его бессменного директора и подвижника-театроведа Галины Константиновны Журавлевой, собирающей почти 40 лет театральную историю Новосибирска. «Сколько бы десятилетий не проходило с того великого дня Победы —память о нем всегда жива, — сказала на открытии выставки Галина Журавлева. — Она навсегда вписана в историю театрального искусства новосибирских театров. Наша выставка посвящается ветеранам сцены, отдавшим свои силы и талант во имя великой идеи театра».

Виртуальная экскурсия по выставке вместе с театроведом Галиной Константиновной Журавлевой:
<
«В 1970-е — 80-е годы Областной драматический театр продолжает тему народного подвига в годы Великой Отечественной войны, раскрывая ее с новой психологической глубиной. Один из лучших спектаклей «Я из огненной деревни…» В. Быкова (1981 г.) — режиссер И. Борисов, художник В. Фатееев. Спектакль игрался как психологическая драма, разоблачающая анатомию предательства», — «оживает» на выставочном стенде, посвящённом театру «Старый дом», текст рецензии, опубликованной в свое время в газете «Вечерний Новосибирск». Галина Константиновна рассказала о том, как новосибирские театры вписаны в большое победное полотно — напряжённым трудом в театрах Кузбасса, героизмом фронтовых бригад, мужеством артистов, ушедших на фронт. 22 июня 1941 года Новосибирский колхозно-совхозный театр (именно так назывался театр «Старый дом» в те годы) играет в Бердском военном летнем лагере спектакль «Кто смеется последним» — спектакль прерывается тревогой: война! В театре сразу «сокращают» в пользу городских хозяйственных нужд гастрольную машину, а часть актёров призывают в армию, — в разведку. Военруки тогда руководствовались мнением: мол, актёр, значит умеешь перевоплощаться. К счастью, все вернулись с фронта живыми.



Но тем, кто остался работать на подмостках в тылу, пришлось тяжко. «Актёры театра летом передвигаются пешком из села в село, играют в любых условиях, а зимой — в холодных, совершенно нетопленных помещениях, — говорит в пояснительной записке, датированной 1943 годом директор театра. — Это очень отразилось на здоровье актёров, большая часть которых подвержена хроническим тяжёлым заболеваниям». В этом же году театр был переименован в Областной драматический театр, который долгое время в народе звали «облдрама». «Уникальная военная страница у Областного драматического театра, — рассказывает Галина Константиновна. — С 23 октября 1944 года по 11 апреля 1945 года одиннадцать артистов Областного драматического театра уезжают на линию фронта в составе фронтовой бригады». В репертуар артистов входили музыкально-сатирические сценки, народные танцы, лирические, жанровые песни, комедийные сцены, шутки. Участники концертов работали героически — по пять-шесть концертов в день на линии фронта. В те дни в различных воинских подразделениях бригадой Областного драматического театра было дано более 250 концертов.



«Когда я пришла работать в Областной драматический театр, то узнала, что каждое 9 мая у нас накрывался стол, — вспоминает народная артистка России Халида Иванова. — И вот тогда я узнала легенду, которую рассказывали каждый год. Как Николай Дмитриевич Фомин на дорогах войны встретился с Всеволодом Ковалевским. Когда началась война они ушли из нашего театра на фронт и попали в разведку. И каждый год кто-то обязательно эту историю рассказывал, будто он сам был этому свидетель. Это было очень трогательно. Николай Дмитриевич Фомин был прекрасным артистом. Мне довелось играть с ним на одной сцене — он исполнял роль моего отца в спектакле «Самая счастливая»».